В Общественной палате СК обсудили критическую ситуацию, связанную с массовым использованием несовершеннолетними питбайков, квадроциклов и иной мототехники. В последнее время участились несчастные случаи, в том числе с летальным исходом, и ситуация требует немедленного вмешательства.
«По факту — это летящий артиллерийский снаряд»
Проблема усугубляется доступностью техники: если раньше она считалась спортивной и дорогостоящей, то сегодня питбайк можно купить за 30–35 тысяч рублей. Фактически любой взрослый способен позволить себе такую покупку, а значит, в руках подростков оказывается мощная техника, которую они воспринимают как игрушку.
У подростков нет понимания что такое страх. Они переоценивают свои возможности и любят риск. По факту — это летящий артиллерийский снаряд, управляемый несовершеннолетним.
— прозвучало на встрече.

«Никакой ответственности»
Отдельно говорили о пробелах в законе: техника не имеет полноценного правового статуса, нет процедуры изъятия, а штрафы для родителей несоразмерны рискам. При этом процедура задержания питбайка сотрудниками полиции существует, но в дальнейшем родитель может забрать его в тот же день, предъявив чек, и ребенок продолжит кататься уже на следующий день. Необходимо ужесточить порядок возврата задержанных питбайков, сделав его неформальной процедурой.
Также было предложено разрешить продажу питбайков исключительно спортивным организациям, раз по закону это спортинвентарь, значит и приобретение должно быть ограничено и разрешено только спортивным организациям.

«Родителям, выросшим в 2000-х, неведом страх»
Участники рабочей встречи отметили, что классическая профилактика сегодня не эффективна в одиночку. Особое внимание было уделено роли родителей, сознательность которых — основополагающий фактор. Зачастую, они покупают технику ребенку, закрывая глаза на риски и оправдывая опасные развлечения.
Есть женщина, которая уже шестой питбайк покупает своему ребёнку, невзирая на все замечания. Если не будет сознательности, трагические истории будут множиться.
— прокомментировал Вячеслав Коноваленко, начальник отдела исполнения административного законодательства и взаимодействия с правоохранительными органами Управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
Также он отметил, что на сегодняшний день активно проводятся профилактические мероприятия, одним из которых является проект «Дети не водители» и осуществляются рейды в лесопарковых зонах.


«Угроза не только себе, но и другим»
Подростки на питбайках опасны не только для самих себя. Они создают угрозу для автомобилистов и пешеходов. Резкие выезды на проезжую часть, езда по встречной полосе, высокая скорость— все это становится причиной аварийных ситуаций.
Уже пора защищать водителей от питбайкеров и самокатчиков. Их нужно убирать с дорог обязательно.
— подчеркнул член Общественной палаты Ставропольского края Михаил Ткачев.

«Единогласно согласились: нужен ПТС»
В рамках встречи участниками совещания были предложены некоторые меры для урегулирования ситуации с питбайками:
- Признание питбайков и аналогичной техники транспортными средствами на законодательном уровне, что позволит обязать их оформление (ПТС, госномер), требовать права соответствующей категории для управления и привлекать водителей к ответственности по статьям КоАП, связанным с нарушением ПДД.
- Внесение изменений в таможенное законодательство, обязывающие при ввозе такой техники на территорию РФ оформлять паспорт транспортного средства (ПТС), что станет первым шагом к постановке на учет.
- Запрет на заправку мототехники на АЗС лицам, не достигшим 18 лет (по аналогии с запретом на продажу энергетиков).
- Усложнение процедуры возврата задержанной техники, посредством повышения штрафов и введения обязательных профилактических бесед для детей и родителей перед возвратом питбайка.
Председатель Общественной палаты Георгий Нефетиди подчеркнул:
Мы будем часто собираться, пока не приведём в закон эту ситуацию.

Что делать дальше?
По итогам заседания запланировано проведение расширенного заседания с участием прокуратуры, депутатов, министерства образования и представителей мотоспорта, с последующей разработкой проекта предложений. Параллельно продолжатся рейдовые мероприятия и информационная кампания среди родителей.