Дополнительное образование детей Ставрополья должно быть доступным

Дополнительное образование детей Ставрополья должно быть доступным

Этой теме был посвящен масштабный круглый стол, проведенный на базе интерактивного музейно-выставочного комплекса «Россия – моя история» в городе Ставрополе. Его организаторами выступили комиссия по науке и образованию Общественной палаты Ставропольского края совместно с министерством образования и молодежной политики СК.

В дискуссии, поднявшей давно наболевшие вопросы образовательной сферы, приняли участие 106 человек из 33 территорий Ставропольского края. В числе участников помимо членов комиссии ОП СК, членов общественного совета и сотрудников министерства, находились руководители образовательных организаций дополнительного образования и педагоги дополнительного образования.

 

В канун столетия системы допобразования

Основная цель круглого стола заключалась в открытом обсуждении проблем предоставления доступного дополнительного образования на территории муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, а также совершенствования деятельности организаций дополнительного образования. Тема обсуждения актуальна еще и потому, что грядущий год является годом 100-летнего юбилея системы дополнительного образования в Российской Федерации.

С докладами в ходе круглого стола выступили заместитель министра образования и молодежной политики Ставропольского края Диана Рудьева, член комиссии по образованию и науке Общественной палаты Ставропольского края Неонила Ульянич, руководители государственных и муниципальных организаций дополнительного образования Ставропольского края. Были обсуждены проблемы, актуальное состояние и перспективы развития дополнительного образования в Ставропольском крае, сделаны выводы и внесены предложения.

Так, участники круглого стола отметили, что в сфере дополнительного образования работа в крае ведется в рамках реализации Федерального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», Концепции развития дополнительного образования детей, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Межведомственного плана развития дополнительного образования детей в Ставропольском крае на 2017-2020 годы.

В крае действует 242 организации дополнительного образования. При этом в общеобразовательных школах во второй половине дня по дополнительным общеобразовательным программам занимается более 135 тыс. школьников или 32,1 процента от общей численности детей и молодежи края в возрасте от 5 до 18 лет.

Таким образом, всеми формами дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в крае охвачено более 309 тыс. человек (в 2016 году – 283 тыс.), что составляет 73,3 процента (в 2016 году – 73 %) от общего количества населения в возрасте от 5 до 18 лет.

 

Площадки для развития – «Кванториум» и «Россия – моя история»

Участники круглого стола констатировали, что в крае в основном создана и успешно функционирует качественная система дополнительного образования детей и молодежи, направленная на создание атмосферы уважительного отношения к опыту предыдущих поколений жителей Ставрополья, согласованному взаимодействию властных структур, образовательных и общественных организаций в воспитании подрастающих поколений, обеспечению условий для вовлечения в процессы воспитания различных категорий детей и молодежи.

Сформирована система развития одаренных детей, включающая сеть государственных организаций дополнительного образования, осуществляющих научно-методическую и организационную поддержку развития системы дополнительного образования края.

Результатом эффективной совместной работы Правительства Ставропольского края, министерства образования и молодежной политики Ставропольского края с Министерством образования и науки Российской федерации, Министерством культуры Российской федерации и другими федеральными структурами стало создание в крае детского технопарка «Кванториум», интерактивного музейно-выставочного комплекса «Россия – моя история», что значительно расширяет возможности естественнонаучной, технической и гуманитарной подготовки учащихся в системе дополнительного образования, выявления талантливых детей.

Однако в системе дополнительного образования края все же есть отдельные проблемы. Они связаны с созданием воспитательно-образовательной среды, отвечающей современным требованиям, обеспечением доступности качественного бесплатного дополнительного образования для обучающихся, которые имеют ограничения по здоровью.

Также участники круглого стола убеждены, что обязательного решения требуют вопросы применения информационных ресурсов в образовательном процессе системы дополнительного образования. Несовершенным здесь является ведение статистического учета охвата детей и подростков. Оно не всегда учитывает негосударственные учреждения. Недостаточно эффективна существующая система материального стимулирования педагогических работников в дополнительном образовании. Требует улучшения и совершенствования материально-техническая база учреждений этой сферы. Это и многое другое не делает эту систему более доступной для детей.

 

Резолюция: с предложениями – к действию

По итогам круглого стола принят проект резолюции, которая в ближайшее время будет рассмотрена на заседании Совета Общественной палаты Ставрополья.

В этом документе собраны рекомендации и предложения по итогам обсуждения: проводить образовательную политику, направленную на недопущение сокращения и перепрофилирования организаций дополнительного образования различной ведомственной принадлежности; способствовать достижению показателей в части заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599  «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Есть предложение по проведению в 2018 году комплекса мероприятий по реализации в крае концепции дополнительного образования детей, посвященных 100-летию дополнительного образования в Российской Федерации.

Как считают участники круглого стола, важно обеспечить с 2018 года методическое сопровождение реализации Профессионального стандарта педагога дополнительного образования в Ставропольском крае, совершенствовать работу методических служб по внедрению новых воспитательно-образовательных технологий в организациях дополнительного образования с учетом социально-педагогических и региональных особенностей.

Большое внимание было уделено поиску возможностей дополнительного финансирования организаций дополнительного образования для того, чтобы их воспитанники участвовали в краевых, всероссийских и международных конкурсах, слетах, соревнованиях, мастер-классах. Особое значение, по мнению собравшихся экспертов, имеет принятие мер по обеспечению организаций дополнительного образования условиями архитектурной доступности для детей с особыми возможностями здоровья и детей-инвалидов.

После рассмотрения проекта резолюции круглого стола предложения Общественной палаты будут направлены во все заинтересованные структуры.

Елена Гончарова