«Перезагрузка» общественных советов и положительный опыт работы на местах

«Перезагрузка» общественных советов и положительный опыт работы на местах

О роли общественных советов муниципальных образований в построении гражданского общества и формировании экологической культуры граждан говорили на проведенном в Ставрополе семинаре-совещании. Его организаторами выступили Общественная палата Ставропольского края и Ставропольское региональное отделение Российского общества «Знание».

Обсудить ситуацию, сложившуюся в крае в сфере деятельности общественных советов, а также поделиться опытом работы и спланировать  дальнейшие, с этого момента более скоординированные с помощью Общественной палаты действия, собралось более 100 человек. В их числе – представители органов местного самоуправления 31 муниципального района и городского округа,  члены общественных советов 28 районов и городов Ставрополья. Работа семинара-совещания велась под руководством председателя ОП СК, заслуженного юриста РФ Николая Кашурина.

В активе участников мероприятия помимо членов краевой Общественной палаты – член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Елена Шапкина, заместитель руководителя аппарата Правительства Ставропольского края Игорь Бабкин и другие представители аппарата краевого Правительства, Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков, член Общественной палаты России от Общественной палаты СК Всеволод Чернов.

 

Наладить контакт, объединить усилия

Именно об этом во вступительном слове сказал Николай Кашурин. Он  выразил уверенность, что эта встреча общественников края с коллегами из городов и районов поможет не только установить контакт, но и объединить усилия в налаживании конструктивного диалога жителей и власти. Важную роль в этом будет играть деятельность комиссии по развитию гражданского общества, поддержке некоммерческих организаций и взаимодействию с общественными советами. Комиссия эта новая, создана во втором составе ОП СК для решения такой задачи палаты, как  оказание информационной, методической и иной помощи общественным советам муниципальных образований.

– Не буду скрывать, что эту работу в первом созыве Общественной палаты мы вели недостаточно. В первую очередь, потому что сами проходили процедуру становления как института гражданского общества, – признался Николай Иванович и добавил, что в новом составе взаимодействие и сотрудничество с общественными советами изначально было включено в число приоритетных направлений деятельности.

Общественные советы муниципальных образований, по мнению лидера ОП края, это наиболее близкие к жителям Ставрополья составляющие гражданского общества. Активисты, работающие в них, не понаслышке знакомы с проблематикой, непосредственно участвуют в принятии решений по вопросам местного значения, тем самым играя важнейшую роль в построении гражданского общества и формировании экологической культуры граждан. Это немаловажно в Год экологии в России.

– Мы против бутафории, – сказал Николай Иванович. – Общественная палата никогда ничего не делала «для галочки». И работу по взаимодействию с общественными советами будем проводить основательно.

Игорь Бабкин, приветствуя от имени Правительства Ставрополья участников семинара-совещания, отметил масштабы и результативность работы общественников края. Он обратил внимание собравшихся и на то, что Общественная палата СК неоднократно признавалась одной из лучших в России:

– Она привлекает к своим делам и проектам максимальное количество граждан, – подчеркнул он и выразил уверенность, что общественники краевой палаты станут хорошими  помощниками на местах, а знания, полученные участниками семинара-совещания, дадут возможность выйти на новый уровень взаимодействия, скорректируют более точно каждый новый шаг в деятельности общественных советов.

О том, насколько важно выстраивание стройной системы взаимодействия Общественной палаты в регионе с общественными советами «на местах» сказал омбудсмен края Алексей Селюков, увидев в этом прямую взаимосвязь с защитой прав и интересов жителей края. Ведь чем оперативнее будет реакция общественников в районах на чаяния земляков, тем более  стабильной станет ситуация в районе или городе, и тем выше будет уровень доверия народа к власти.

А член Совета ОП СК, председатель комиссии по развитию гражданского общества, поддержке некоммерческих организаций и взаимодействию с общественными советами Валентина Братусина со своей стороны обозначила то, что с этого момента взаимодействие с общественными советами в районах и городах края будет установлено на новом, более качественном уровне, а, значит, с этой поры будут происходить как четкий обмен информацией, так и оперативное реагирование Общественной палаты Ставрополья на решение вопросов, возникающих у коллег в муниципальных образованиях.

– Сегодня Общественный совет – важный и полноценный институт гражданского общества, который нам с вами сообща предстоит сделать системным, – сказала Валентина Алексеевна. – И если раньше со стороны ОП СК в должной мере не оказывалось методической помощи, не происходило обмена опытом, то теперь в крае создана и работает специальная комиссия. Она и станет координационным центром этого делового и конструктивного взаимодействия.

 

Работать в унисон в одном направлении

Пищу для размышлений на тему анализа современного состояния института общественных советов муниципальных образований Ставропольского края дало выступление Николая Кашурина. Он подчеркнул, что особая роль общественных советов муниципальных образований заключается, в первую очередь, в том, что деятельность органов местного самоуправления ведется на уровне наиболее близком к жителям: вопросы местного значения – это повседневная жизнь каждого человека. Следовательно, общественные советы муниципальных образований призваны кропотливо работать, чтобы решения на местном уровне принимались с учетом интересов и мнения граждан, живущих в том или ином районе, городе, селе. А их важнейшими принципами деятельности являются отсутствие непосредственной зависимости от органов власти, объективность и отсутствие ангажированности.

Николай Кашурин обратил внимание зала на то, что еще в 2014 году Общественной палатой Ставропольского края был проведен мониторинг соблюдения законодательства при формировании и деятельности общественных советов. Ситуация на тот момент оказалась, прямо говоря, плачевной. Выяснилось, что муниципальными правовыми актами абсолютного большинства муниципальных образований было предусмотрено, что общественные советы действуют при администрациях или главах, чего не должно быть по закону. Кроме того, из 34 общественных советов муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, 21 совет возглавляли главы администраций или муниципальных образований либо их заместители. При этом положения лишь 18% муниципальных образований закрепляли запрет лицам, занимающим выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также занимающим должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членами общественного совета. И перед нами далеко не полный перечень недоработок, пробелов и нарушений в этой области.

– Проведенный анализ показал, что состояние дел в сфере деятельности общественных советов муниципальных образований нельзя назвать простым: все создавало предпосылки для превращения их в некий «придаток» органов местного самоуправления, – подчеркнул Николай Кашурин. – С учетом этого, в адрес Губернатора Ставропольского края нами была направлена соответствующая аналитическая записка, содержащая предложения по исправлению сложившейся ситуации. С той поры процесс реформирования общественных советов хоть и небольшими шагами, но все же пошел.

Однако за три года изменилось немногое. Это доказал анализ современного состояния института общественных советов Ставрополья. Оказывается, сегодня не во всех городских округах действуют общественные советы. Ярким примером тому служит Минераловодский городской округ, в котором общественный совет не создан и, судя по всему, его создание не планируется: местная администрация уверена в том, что в округе вполне достаточно существующей общественной организации «Независимый Общественный совет». Однако, как было замечено на заседании, Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» гласит о том, что общественный совет муниципального образования невозможно заменить какой-либо общественной организацией, так как круг полномочий последней по сравнению с общественным советом куда более уже.

 

«При» – запрещенное слово

Кстати, ситуация по Минераловодскому городскому округу не первый год вызывает недоумение представителей ОП СК. Ведь одним из выводов, сделанных на расширенном выездном заседании Общественной палаты Ставропольского края после трагических событий в Минеральных Водах, стало то, что отсутствие эффективно работающего общественного совета явилось одной из причин накопившихся серьезных социально-экономических проблем в муниципальном образовании.

– В Минераловодском районе был общественный совет, и Общественная палата края выступала перед руководством тогда еще Минераловодского района и города Минеральные Воды с инициативой о его реформировании. И что в результате? После создания городского округа общественный совет района был упразднен, а новый не создан, – напомнил Николай Кашурин и сообщил, что после изменения структуры органов местного самоуправления города Ставрополя и в краевой столице до сих пор не сформирован общественный совет.

Но более всего вызывает тревогу членов ОП Ставрополья то, что 19 из 34 общественных советов созданы при администрации или главе муниципального образования. А ведь это не только не способствует их независимости, но и противоречит Федеральному закону «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который предусматривает создание именно общественных советов муниципальных образований.

Положительной тенденцией было названо существенное снижение количества общественных советов, возглавляемых главами или их заместителями либо сотрудниками местных администраций. Если в 2014 году таковых было 21 из 34 или 62%, то в году текущем – всего 6 или 18% от общего количества. Однако в 11 районах при этом должности председателя, его заместителя или секретаря занимают главы, их заместители, сотрудники администрации или депутаты местных представительных органов либо депутаты Думы Ставропольского края, что абсолютно недопустимо. Так, в Изобильненском и Курском районах и вовсе председателями общественных советов являются главы администрации, заместителями – их заместители, а секретарями – сотрудники районной администрации. Кроме того, до сих пор в 16 общественных советов муниципальных районов и городских округов входят лица, замещающие государственные должности Ставропольского края, должности государственной службы Ставропольского края, и лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы. Все это в корне противоречит букве закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», подчеркнули организаторы семинара-совещания. И так как доля общественных советов, наименование и персональный состав которых полностью соответствует законодательству Российской Федерации, является незначительной – 23,5 % от общего количество (8 общественных советов), то работа в этом направлении предстоит серьезная.

– Помимо всего обозначенного отсутствует и унифицированность норм, регулирующих деятельность общественных советов муниципальных образований, – сказал Николай Кашурин и резюмировал, что по результатам проведенного анализа Общественная палата Ставропольского края пришла к выводу, что в настоящее время необходима «перезагрузка» общественных советов муниципальных образований, то есть приведение в соответствие с законодательством России положений об общественных советах муниципальных образований, их статуса и персональных составов.

 

Общественный контроль должен быть эффективным

В том, что общественные советы в районах и городах Ставрополья могут и должны развиваться более согласованно и четко не сомневалась лектор семинара-совещания, член Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Елена Шапкина. Она подробно проанализировала и раскрыла как актуальные проблемы, так и направления развития общественных советов муниципальных образований как институтов гражданского общества.

В пример собравшимся в зале участникам семинара-совещания Елена Анатольевна привела опыт работы общественных советов в общероссийском масштабе. Выступающая говорила о проблемах по правовому обеспечению общественного контроля, ведь только с их устранением и решением можно будет обеспечить по-настоящему эффективную деятельность институтов гражданского общества. К тому же, по мнению Елены Анатольевны, сегодня общественные советы работают не более чем в треть силы, потому что происходит та самая подмена понятий, о которой сказал председатель Общественной палаты Ставрополья, когда создание общественного совета в городе или районе дублирует вертикаль власти, а не дает возможность гражданам проводить независимый контроль деятельности органов.

Со своей стороны Елена Шапкина подчеркнула, что если ФЗ № 212 четко формулирует цели и задачи общественного контроля, то в законе «Об Общественной палате Ставропольского края», увы, об этом не говорится ни слова.

– А ведь именно общественный контроль должен стать в результате создания и работы общественных советов надежным звеном в цепочке «граждане – общественные советы – власть», – уверена член Общественной палаты России. – Только с наличием этого звена можно говорить о том, что общество, в котором мы живем, по-настоящему демократическое, дает возможность каждому активному гражданину обозначить свое отношение к работе властных структур, имея в наличии законный инструментарий, которым он может уверенно пользоваться.

Елена Анатольевна в ходе своего выступления подняла вопросы компетенции общественных советов, рассказала о формах общественного контроля, предупредив, что такая деятельность не должна быть нерегулируемой, иначе она может иметь самые непредсказуемые последствия.

– Важно, чтобы при осуществлении общественного контроля составлялась и заполнялась методически расписанная форма общественной проверки, – подчеркнула докладчица и плавно подошла к основной линии повествования – теме «перезагрузки» общественных советов муниципальных образований, определив, что они должны формироваться в соответствии с законом, а значит, не иметь в названии предлога «при», который бы обозначал принадлежность того или иного совета администрации города или района.

Не должно быть, по мнению Елены Шапкиной, и крена в другую сторону, когда общественный совет формируется по принципу: «по кандидатуре от НКО», и при этом не важно, насколько активны и деятельны представители этого сектора, имеют ли они вес в обществе, компетентны ли вести работу в совете?..

– Члены общественного совета в идеале – это неудобные единицы, которые должны быть готовы противостоять формализму в работе, ставя в прерогативу вопросы социальной пользы и контролируя их реализацию, — сказала Елена Анатольевна, при этом отметив, что приоритетные для деятельности общественных советов направления ежегодно вырабатываются Правительством РФ и Общественной палатой России.

 

Наладить связь напрямую

Пополнило знания о ситуации в крае с защитой прав и свобод граждан выступление омбудсмена Ставрополья Алексея Селюкова. Алексей Иванович привел цифры статистики обращений граждан, их тематики и поделился практикой работы по некоторым из них, подчеркнув, что именно общественные советы могут выступать во взаимодействии с институтом Уполномоченного по правам человека в СК для более своевременного реагирования на проблемы жителей края, относимые к сфере отстаивания их интересов.

Со своей стороны успешными практиками ведения деятельности общественных советов поделились их председатели. Так председатель общественного совета города-курорта Железноводска Николай Истошин рассказал о работе по обеспечению общественного контроля в сфере сохранения природных ресурсов бальнеологического и курортного региона Кавказских Минеральных Вод. Он привел в пример вопросы по проведению общественной экспертизы двух губительных для региона Кавминвод законопроектов – так называемых проектов закона «Трех пятерок» и «Закона о КМВ», в общественных обсуждениях которых на уровне края принимали активное участие члены Железноводского общественного совета. Сейчас же, к примеру, в центре внимания общественников Железноводска стоят вопросы контроля за качеством минеральной воды и псевдооптимизации лаборатории, которая осуществляет бактериологический анализ проб «минералки», добытой из скважин, источников и поступающей на розлив и в питьевые бюветы.

– Заседания нашего Общественного совета проводятся регулярно, – отметил Николай Истошин. – Вопросы, поднимаемые на них, всегда насущны, отражают беспокойства и чаяния жителей города-курорта. Традиционным и обязательным за время существования нашего совета стало приглашение принять участие в его заседаниях руководителей и представителей исполнительной и законодательной власти Железноводска. Это очень уместно, ведь помогает зачастую в одночасье решать многие возникающие вопросы.

Николай Георгиевич также добавил, что изначально у них в составе были чиновники, но потом их оперативно вывели из совета.

Со своей стороны дополнил информацию о формах и методах работы общественных советов председатель общественного совета при главе города-курорта Ессентуки Владимир Архангельский. Совет ведет работу с декабря 2015 года, и при ежегодном планировании его работы, по словам председателя, за точку отсчета берутся интересы, которые диктует общественная, политическая и экономическая жизнь города и жителей Ессентуков. В числе обсужденного – вопросы о благоустройстве, озеленении и санитарной очистке города, об организации дорожного движения в курортной зоне (там в 2015 году было зафиксировано 126 дорожно-транспортных происшествий!). Все острые темы рассматриваются детально, не голословно, по каждому поднятому вопросу принимается конкретное решение, идет дальнейший мониторинг развития ситуации с ним. Результаты положительные, как отметил Владимир Алексеевич, но многое требует пристального и постоянного внимания со стороны общественников:

– Нас волнует контроль за ведением строительства в курортной зоне и создание генплана этой зоны, – уточнил выступающий. – Есть проблемы по вывозу мусора, работе общественного транспорта… Поднимаем вопросы об инвестиционных проектах в городе-курорте, например, рассматривали вопрос о проекте медицинского туристического парка в Ессентуках и многие другие. На февральском заседании рассматривали вопрос о проблемах реорганизации ОАО «Кавминкурортресурсы». Решения по данному заседанию направили в Общественную палату Ставрополья. Деятельность совета известна в городе. У нас работает электронная почта, планируем создать собственную страницу в сети Интернет. К нам поступают многочисленные обращения граждан, с которыми мы внимательно работаем.

Владимир Архангельский рассказал о ближайших перспективах деятельности совета – о рассмотрении проекта Государственной стратегии по развитию санитарно-курортного комплекса РФ и выразил пожелание о налаживании оперативной связи с краевой Общественной палатой.

 

«Работать в правовом поле и максимально результативно»

И еще несколько выступлений пополнили картину о положении дел и накопленном опыте работы общественных советов на Ставрополье. Председатель общественного совета Шпаковского муниципального района Валерий Кулинцев особо выделил то, что в состав общественного совета входят представители всех муниципальных образований поселений района. Зачастую это председатели общественных советов. Таким образом суть вопросов повестки дня заседания  совета и принятые решения доводятся до жителей поселений напрямую.

Положительным моментом работы Валерий Кулинцев отметил проводимый контроль исполнения ранее принятых решений.

– Большинство заседаний начинается именно с этого вопроса. Есть случаи, когда тот или иной вопрос рассматривался, но не снимался с контроля и выносился на повторное рассмотрение. Это помогает нашей работе быть более целенаправленной, говорит о желании внести свой вклад в развитие Шпаковского района, – подчеркнул глава общественного совета. –При этом задача нашего общественного совета не заключается в том, чтобы указывать на недостатки в работе администрации, организаций, учреждений. Такая позиция в корне не верна. Мы за взаимодействие в развитии района.

В ходе дальнейшей работы семинара-совещания о роли органов местного самоуправления в развитии института общественных советов муниципальных образований рассказал заместитель начальника управления по взаимодействию с институтами гражданского общества аппарата Правительства Ставропольского края Николай Балюков. И завершилась работа освещением вопросов формирования экологической культуры граждан. О правовых основах участия общественности в охране окружающей среды рассказал член экспертной рабочей группы Общественной палаты Ставропольского края по проведению общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, доцент кафедры экологического, земельного и трудового права Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, кандидат юридических наук Роман Нутрихин.

В итоге мероприятия был зачитан проект решения по его итогам. Он содержит предложения обратиться к руководству муниципальных районов и городских округов Ставропольского края с предложением исключить из составов общественных советов лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, а внести в положения об общественных советах изменения о запрете таким лицам  находиться в составе советов. Как стало известно, члены Общественной палаты края также собираются обратиться к Губернатору Ставропольского края с просьбой поддержать предложение о «перезагрузке» общественных советов муниципальных образований.

Также в проект решения вошли предложения о разработке совместно с  Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ставропольского края» и утверждении на общем собрании ее членов типовое положение об общественном совете муниципального образования СК и многие другие. В дальнейшем проект решения будет доработан, утвержден на пленарном заседании Общественной палаты края и разослан в адрес заинтересованных структур.

В завершение встречи Николай Кашурин выразил уверенность, что совместные усилия, прилагаемые в работе ОП СК и советов на местах, будут заложены в основу деятельности советов муниципальных образований исключительно в правовом поле и максимально результативной, нацеленной на благо жителей нашего края.

Покидая зал семинара, никто из его участников не сомневался в том, что присутствовал в особенный для дальнейшего развития институтов гражданского общества края момент. Теперь общественные советы начнут работать сообща, скоординировано и, значит, более результативно.

Елена Гончарова